Эволюционный путь портфеля: от римских легионеров до британского «красного портфеля»
Несмотря на малообещающее начало, глобальный рынок сумок стал одним из крупнейших секторов современной индустрии, доходы которого в 2014 году составили 9,4 миллиарда долларов. В этом свете интересно отметить, что само слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» - сумка для денег. Вплоть до начала 17 века в покрой одежды зачастую не включались внутренние карманы, и поэтому до того, как стать стильным аксессуаром, сумки были предметом первой необходимости. Любая занятость предполагала наличие сумки, наиболее часто использующимся видом которой в этой сфере всегда оставался портфель. В связи с этим, предлагаем вам отправиться в путешествие сквозь время и проследить многовековую историю портфеля вместе с нами.
Римские легионеры и локулус
Сумки появились в тот поворотный момент истории, когда у человечества понадобилась необходимость где-нибудь хранить и переносить свои вещи. Однако, первые упоминания об аналоге современного портфеля – римском локулусе - датируются I-III веками нашей эры. Типичный локулус имел 18 дюймов в ширину и 20 дюймов в длину, производился из цельной шкуры теленка или козы и был украшен диагональными кожаными полосками, скрепленными бронзовым кольцом в месте пересечения. Наплечный ремень или ручка крепились к сумке с помощью ещё двух бронзовых колец в верхних углах. Уже звучит знакомо, не так ли?
Время идёт, но кожа не выходит из моды
Перенесемся в 15 век. Внутренние карманы всё ещё не имеют широкого применения, и личные вещи продолжают храниться в различного рода сумках. К таким вещам относились ценные и требующие бережного обращения предметы наподобие документов, писем, книг, библий или даже религиозных реликвий. Сам Шекспир в 1599 году оставил нам письменное свидетельство популярности сумок в тот период. В одной из своих ранних комедий под названием «Как вам это понравится» он описывает «хнычущего школьника с сумкой». Как видим, ими пользовались даже ученики тогдашних школ.
По прошествии некоторого времени, дизайн сумок начал приобретать новые и более разнообразные формы. Появлялись маленькие затягиваемые шнурком мешочки для денег, вместительные сумки с металлическими застежками, а также поясные сумки из кожи. В соответствии с модой того времени, сумки носились на поясном ремне, и лишь немногие вариации имели наплечный ремень. В силу доступности и износостойкости, основным материалом для производства сумок служила кожа. Разумеется, богачи могли позволить себе сумки из ткани с застежками из золота или серебра, но выбором среднестатистического джентльмена того периода была именно кожа. Об этом свидетельствует один из экспонатов амстердамского Музея сумок: мужская сумка из козьей кожи с 18 внутренними отделениями. Она была столь качественно скроена, что сохранила «товарный» вид по наши дни (речь идёт о третьей сумке справа на картинке выше).
Появление карманов и исчезновение мужских сумок
Карманы получили широкое применение ближе к началу 17 века, и их практичность и удобство привели к резкому снижению популярности ручных сумочек – в особенности среди мужской части населения. Сумочки постепенно начали становиться тем, чем они являются сегодня – эксклюзивной частью женского гардероба и в некотором роде показателем статуса (убедиться в этом можно, посмотрев на сделанную из чистого серебра сумочку с барельефом, изображающим римскую богиню Викторию – она крайняя левая на изображении выше).
Также в этот период сумки начали приобретать более конкретное предназначение. Появлялись специальные сумочки для невест, сумки для игр, сумки для докторов, сумки для подаяний – в общем, сумки для чего угодно. Сумки всех размеров и форм стали настоящим раздольем для разгула фантазии ремесленников. В это же время женская одежда начала становиться более объемной и пышной. По этой причине сумочки в основном носились на поясе, иначе их нельзя было спрятать под складками ткани и они слишком выделялись на платье. Подобная мода сохраняла актуальность довольно долгое время.
При этом старый-добрый портфель никогда не был полностью забыт. Всё это время он существовал в виде сумок для писем. Важные документы переносились в подобных сумках – иногда в произведенных из грубой кожи, а порой и в изысканно декорированных.
Солдаты и промышленная революция
Наплечные рюкзаки в основном использовались проходящими военную службу солдатами. Солдаты наполеоновской эры носили ранцы – нечто вроде гибрида портфеля и рюкзака. Ими же пользовались и солдаты времен Гражданской войны в США. В общем и целом, ранцы были привычным предметом обмундирования солдат во время военных походов.
В 19-ом веке нагрянула промышленная революция, принесшая новые материалы для производства. Железо, сталь и даже папье-маше принесли новую жизнь в разнообразие дизайнов сумок. Одновременно с этим, люди стали менее привязанными к месту и начали путешествовать больше и дальше, и потому им были необходимы дорожные сумки, подходящие для этих целей. Многие такие сумки были украшены сложной вышивкой ручной работы – это указывало на высокий статус носителя. Женщины нередко самостоятельно вышивали свои сумки, а затем передавали их в руки местного мастерового, чтобы тот дополнил их кожаными ободками, металлической застежкой и ручками. Ручки вновь начали входить в моду именно в этот период.
Все более широкую популярность начали приобретать саквояжи. Они были практичными, многоцелевыми и смотрелись очень стильно. Частые разъезды на поездах требовали от сумок выносливости и износостойкости. В свою очередь, тогдашняя мода требовала от них элегантного внешнего вида. Это и послужило началом золотого века саквояжей. Напоминающие современные портфели саквояжи пользовались популярностью среди высшего класса. Также их часто можно было увидеть в руках докторов, адвокатов и клерков.
Бюрократия, Британия и свингующие 60-ые
В своё время портфели стали настоящим символом британской бюрократии. Заслуга в этом принадлежит частной компании Barrow & Gale, основанной в далеком 1750 году. Именно ею был создан знаменитый «красный портфель», в котором каждый год начиная с 1860 переносились бюджетные речи канцлера казначейства Великобритании. Но, к сожалению, в связи с преклонным возрастом портфеля, в 2010 году символ британского бюрократизма стал музейным экспонатом. Но компания не сменила поля своей деятельности и по сей день и сохраняет свой полулегендарный статус – на их вебсайте даже не указан адрес компании.
Индия унаследовала британские традиции и также использует красный портфель при распределении государственного бюджета. Вместе с этим, портфель стал своего рода регалией любого госслужащего, коммерсанта или крупного предпринимателя. Или, скажем, приметой любого взрослого и серьёзно настроенного мужчины. Также кожаные сумки-портфели носили и школьники периода 50-60-ых. В общем и целом, портфель был эталоном стиля целой эпохи.
60-ые и 70-ые: стильные, но громоздкие
В этот период мода потеряла какие-либо четкие стилистические рамки, и строгие портфели с квадратными углами больше не вписывались в современные тренды. Повлияли на это популярные дизайнеры одежды наподобие Ив Сен-Лорана, Пьера Кардена и Мэри Куэнт. Благодаря им молодое поколение начало стремиться к более индивидуальному стилю, в котором не находилось места традиционным портфелям. Однако, портфель не канул в Лету – он просто сузил свою целевую аудиторию до старшей возрастной группы.
Помешанность на брендах и забвение портфеля
80-ые ознаменовались расцветом модных дизайнерских лейблов. Prada и Gucci представили публике безукоризненно стильные черные кожаные сумочки, кричавшие об успешности и высоком статусе владельца. Их примеру последовали и другие крупные бренды, наподобие Louis Vuitton, Dolce & Gabbana, Hermes и Chanel. Существенный вклад в глобальную индустрию сумок принес ещё большую известность этим и без того популярным компаниям. Однако, в отличие от сумочек, портфели продолжали оставаться в тени. Целых несколько десятилетий они довольствовались статусом сумок для людей в возрасте.
Но спустя какое-то время определять, что станет писком сезона, а что нет, начали знаменитости. Это происходит и по сей день, и именно благодаря медийным личностям портфель наконец избавился от статуса пережитка прошлого. Портфели перестали рассматриваться исключительно со стороны практичности и функциональности, начав свидетельствовать об индивидуальности человека, держащего его в руках. Портфели от Hermes Birkin выделяли своих владельцев среди легионов богатых и стильных людей. В свою очередь, менее изысканные, но доступные для широкого потребителя сумки Fossil открывали целый ряд новых возможностей для казуального стиля.
Век современных портфелей
Сумка может много чего рассказать о своем владельце. То же самое касается и портфелей, с тем единственным различием, что портфель всегда говорит о власти. Современные портфели стали символом власти, образованности и богатства возможностей – не меньше, чем хорошо скроенный костюм.
Современные деловые люди практически никогда не носят с собой документы в бумажном виде. Планшеты, смартфоны и USB-носители давно заменили собой целый ворох ценных бумаг, в прошлом являвшийся неотъемлемой частью ведения любого бизнеса. Стараясь идти в ногу со временем, многие и вовсе отказываются от бумажной работы, переходя на электронный документооборот. Тонкий планшет с инструментарием из необходимых приложений упрощает осуществление деловых взаимодействий с клиентами и покупателями, а также устраняет необходимость во вместительном портфеле для бумаг. Когда-то в наиболее передовые модели портфелей встраивались калькуляторы, а сейчас об этом невозможно вспомнить без смеха: прогресс движется в сторону миниатюризации, и портфелей это касается тоже.
Избавившись от тяжкой ноши в виде бумажных документов, многие успешные бизнесмены сменяют брендовый черный портфель из натуральной кожи на нечто, более соответствующее их личному вкусу и стилю, а также выражающее их индивидуальность за пределами офиса. Компактные, современные и надежные портфели в винтажном или повседневном стилях стали трендом в деловых кругах. А тканевые портфели вообще стали хитом года, о поступлении которых мы писали ранее.
В основе брендов зачастую лежит личное самовыражение – вне зависимости от того, речь идёт о бренде компании или о персональном бренде. К примеру, в последнее время в моду начали возвращаться кожаные сшитые вручную сумки, пользовавшиеся популярностью в 40-ых. Такие носил Индиана Джонс, и он, как мы помним, был профессором. Так почему же не носить ту же сумку, что и он? Примерно по такому принципу и развиваются портфельные тренды в наши дни.
Современный портфель – это больше не старый потертый чемоданчик вашего дедушки. Это итог многих десятилетий смешения и развития трендов, перемен в общественных нормах, глобализации и индивидуализации. Сегодняшний портфель удобен и легок, способствует индивидуальному самовыражению своего владельца и может похвастаться долгой и увлекательной историей появления в том виде, в котором мы знаем его сейчас.
TL;DR – Краткая история портфеля.
1-3 века: локулус римских легионеров.
14 век: обывательские поясные сумки.
17 век: появление карманов на одежде, спад популярности сумок среди мужчин.
18 век: солдатские ранцы.
19 век: промышленная революция открывает доступ к новым материалам, портфель находит своё применение в бюрократии.
20 век: портфели перестают быть элементом гардероба зажиточного класса; бренды и личное самовыражение значительно повышают популярность портфелей.
21 век: в моду входит тонкий дизайн; развитие технологий приводит к уменьшению размеров портфелей; возвращение традиционного стиля.
0 комментариев